Конспект урока ОБЖ "Аварийные ситуации на воздушном транспорте". 5-й класс
Куканчиков Владимир Семёнович, преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ «Ильинская СОШ» Рязанская область.
Цель урока:
Актуализировать знания об опасных ситуациях, о собственной и общественной безопасности в авиационном транспорте.
Задачи:
Формирование знаний о последствиях опасных ситуаций в авиационном транспорте.
Развивать умение правильно оценивать какую-либо ситуацию.
Сформировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.
Познакомить с правилами безопасности на воздушном транспорте.
Формирование умения обосновывать свое суждение.
Учебные вопросы.
1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на авиационном транспорте.
2. Правила безопасного поведения пассажиров на авиационном транспортом.
В конце урока учащиеся должны:
а) знать:
• об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на авиационном транспорте;
• правила безопасного поведения пассажиров во время следования авиационным транспортом;
б) уметь
правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте.
Раздаточный материал: инструкция по безопасности «Ил -96».
Основное содержание урока.
- Организационное начало урока.
Объявление темы урока. Запись темы урока в тетрадь.
II. Проверка домашнего задания.
(в форме интерактивного опроса-игры с визуализацией вопросов и ответов на экране)
- Какие виды железнодорожного транспорта мы рассмотрели с вами на прошлых занятиях?
(электропоезда, поезда дальнего следования, метрополитен)
- Какое спасательное индивидуальное средство вы должны надеть при ситуации с угрозой затопления водного транспорта?
(спасательный жилет)
- Какие ещё спасательные средства на водном транспорте вы знаете?
(конец Александрова, спасательный круг, шлюпка, плот)
- Что вы знаете о морской болезни?
III. Объяснение нового материала.
1. Вводное слово учителя.
Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы будем говорить о самом скоростном виде транспорта - авиационном.
Авиационный транспорт – это самый современный и наиболее безопасный вид транспорта, не смотря на то, что в последнее время произошли ряд авиационных катастроф.
Авиационная катастрофа – это авиапроисшествие, повлёкшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Приведите примеры авиакатастроф.
Наиболее трагичная катастрофа произошла с самолетом, на котором была команда хоккеистов из Ярославля.
Тем не менее, авиационный транспорт самый безопасный и удобный вид транспорта. Комфортные условия полета и быстрота прибытия к месту назначения делают авиационный транспорт все более привлекательным для дальних путешествий.
2. Безопасность на земле.
Обеспечение безопасности на авиационном транспорте начинается на земле. На земле за безопасность полета отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. К ним относятся инженеры и механики, которые готовят самолет к вылету, специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолетом на земле и в воздухе, специалисты метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлета и посадки и на маршруте полета самолета, а также специалисты, поддерживающие непрерывную, надежную связь с экипажем воздушного судна.
Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (летчики, штурманы, бортинженеры, радисты), которые способны привести самолет в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днем и ночью.
И так перед полётом мы пребываем в аэропорт, где начинается первый уровень обеспечения нашей безопасности. Посмотрим на слайд (слайд 5). Здесь мы видим все службы и системы, которые отвечают за вашу безопасную посадку в самолёт.
И вот после всех формальностей по специальному переходу или по трапу мы попадаем в салон самолёта.
Как вы думаете, как должны вести себя пассажиры в салоне самолета?
Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд правил. Рассмотрим наиболее важные из них.
3. Безопасность в салоне самолета.
Каждый самолет оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полете и в случае возникновения опасной ситуации.
Подготовка пассажиров к взлету самолета.
Ручная кладь пассажиров должна быть размещена под сиденьем впереди стоящего кресла. Запрещено размещать ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.
Полка над головой пассажира предназначена для верхней одежды и личных вещей.
Заняв свое место в салоне, необходимо убедиться, что откидной столик перед пассажиром закрыт, а спинка кресла должна быть приведена в вертикальное положение. Далее следует открыть шторки на иллюминаторах.
Во время взлёта и посадки категорически запрещено пользоваться сотовыми телефонами, радиоустройствами и компьютером. Для чего и мы с вами приведем наши телефоны в беззвучный режим и отложим в сторону, они нам будут нужны позднее, когда я вам отправлю дополнительные задания в конце занятия, на вашу сообразительность.
Пассажирам необходимо внимательно прослушать информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолета и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении и обозначении.
Физкультминутка (в форме ролевой игры).
Мы прослушали инструкцию стюардессы и нам надо все действия повторить. Для этого мы проведем импровизированную физкультминутку. Один ученик идет сюда к креслу самолёта. Итак, встали. Представьте, что мы вошли в салон самолёта. Потопали. Вошли. Присели, чтобы поставить ручную кладь. Вытянули руки и уложили её под кресло. Встали. Присели, проверили, правильно ли положили. Встали. Представьте, сняли пальто, свернули и положили его на место на верхней полке, которая для вас высоко находится, потянулись. Хорошо. Потянулись вверх, проверили хорошо ли закрыли полку. Сели в кресло. «Спинку» кресла привели в вертикальное положение – расправив плечи. Еще раз хорошо зафиксировали. «Пристегнули ремни». Туго затянули.
Спасибо. Продолжим наше занятие.
Использование кислородной маски.
Специалисты рекомендуют запомнить правила использования кислородной маски (на борту самолета для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолета в воздухе. Она покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолета на воду. Пассажир; необходимо запомнить также, где находится спасательный жилет (в панели над креслом или под сиденьем кресла, на котором он сидит, - в зависимости от типа самолета).
В самолете. В случае разгерметизации салона самолета в воздухе необходимо немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.
Откройте инструкцию для авиапассажиров.
Авария при взлёте.
При аварии на взлете необходимо принять безопасную фиксированную позу:
1) согнуть и плотно сцепить руки под коленями;
2) голову наклонить к коленям как можно ниже;
3) ноги упереть в пол, предварительно вытянув их;
4) в момент удара сгруппироваться и напрячь тело;
5) не следует покидать своего места до полной остановки самолета.
При аварийной посадке самолета.
В случае принятия экипажем самолета решения о вынужденной посадке пассажиров предупреждают об этом своевременно. При аварийной посадке необходимо выполнять указания командира и экипажа самолета.
Если у пассажиров есть возможность, то следует надеть верхнюю одежду, которая защитит от травм. Специалисты советуют пассажирам сгруппироваться и напрячь тело и постараться удержаться на месте во время резкого торможения самолета после его приземления. Не следует вставать с кресла до полной остановки самолета и соответствующей команды экипажа. После остановки самолета следует покинуть его, используя аварийный выход и отойти от него на безопасное расстояние (не менее 100 м).
При аварийной посадке самолета на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолет.
При пожаре в самолете.
Современные самолеты оборудованы надежными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж согласно инструкции примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолет на ближайший аэродром.
В случае пожара пассажирам необходимо выполнять команды экипажа. После приземления самолета нужно как можно быстрее покинуть его, защитить себя от жара и дыма одеждой, к выходу следует пробираться пригнувшись, дышать только закрыв рот и нос материей (платком, рукавом). Ручную кладь специалисты рекомендуют с собой не брать.
Опыт показывает, что самым опасным фактором в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда люди не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке. Поэтому, оказавшись в самолете, следует подумать, что предстоит делать в различных опасных ситуациях. Это позволит человеку, если действительно наступит аварийная ситуация, более спокойно и уверенно действовать в целях спасения своей жизни и других пострадавших.
IV. Заключение.
Повторить основные положения урока и проверить, как понята тема.
Напутствие.
Очень важно, чтобы все без исключенья
на воздушном транспорте знали правила поведения,
и не только твёрдо знали,
но и строго выполняли!
V. Домашнее задание.
Раздел 1. Параграф 20 (стр. 104-108). Вопросы и задания. Рисунок «Действие пассажира при аварийной посадке».
Вопросы повышенной сложности (рассылаются смс на телефоны детей).
- Можно ли в салоне самолёта провозить домашнее животное?
- Где о параметрах полёта самолёта, на всякий случай, собирается информация?
VI. Релаксация
Закончите предложение
– Я хочу поблагодарить…
– Я доволен своей работой на уроке потому что…
Дополнение.
Предложите учащимся обсудить некоторые критические ситуации и вместе решить, как наилучшим образом выйти из них.
Ситуация 1. При аварийной посадке ваша задача - принять безопасное положение: тело согнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые предметы, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду. После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только через аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исключается взрыв самолета. Ваши действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми - ведь от этого зависит жизнь ваша и других людей.
Ситуация 2. При разгерметизации самолета во время полета у вас есть лишь несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.
Ситуация 3. При пожаре на самолете выполняйте команды экипажа. После приземления самое главное - быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Не берите с собой ручную кладь, будьте решительны и дисциплинированны.
Ситуация 4. При посадке на воду следует одеть спасательный жилет, но надуть его - лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.
Данная разработка урока с презентацией и дополнительным материалом находится в "ОБЖ копилка"