Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Куканчикова Владимира Семеновича

Материалы к уроку "Гуманитарные акции МЧС России". 9 класс

ВВЕДЕНИЕ

Наша страна всегда была в авангарде оказания бескорыстной, гуманитарной помощи различным государствам с целью ликвидации последствий различных ЧС. Сейчас официальным уполномоченным по оказанию такой помощи является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Главным принципом деятельности МЧС России является принцип «помощь выше политики».

МЧС – государственная организация, но в своей спасательской деятельности её сотрудники не допускают политической основы своей работы.

Для осуществления конкретной практической деятельности в октябре 1995 г. создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

В состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования входят:

− центральный аэромобильный спасательный отряд;

− аэромобильный госпиталь;

− автомобильная и инженерная бригады;

− авиационное предприятие;

− агентство «Эмерком».


Аэромобильный госпиталь

Аэромобильный госпиталь - госпиталь для оказания в условиях автономного функционирования квалифицированной медицинской помощи пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в различных климатических и географических зонах. Представляет собой полевой госпиталь, доставляемый на место с помощью самолёта. Госпиталь включает в себя: медицинский блок, жилой блок для обслуживающего персонала, санитарно-гигиенический блок и энергетический блок.

Рассмотрим как пример аэромобильный госпиталь отряда “Центроспас”. В состав госпиталя входят: 14 унифицированных, 2 технологических, 3 переходных, 18 шлюзовых модулей, укомплектованных медицинским оборудованием и имуществом, необходимым инвентарем и служебными системами энергопитания, кондиционирования, поддержания давления в каркасах модулей и др.

Комплекс служебных систем обеспечивает автономное функционирование аэромобильного госпиталя в различных географических зонах в диапазоне температур от –50 до +50 C.

Состав медицинских подразделений госпиталя:

Приемно-сортировочное отделение;

Операционно-перевязочное отделение;

Операционное отделение;

Отделение реанимации на 4-6 коек;

Госпитальное отделение на 48 коек;

Лабораторное отделение;

Диагностическое отделение;

Пропускная способность госпиталя: 100-120 чел/сутки. Единовременная госпитализация пострадавших: 52 койко-места.

Запас госпиталя без пополнения резерва предполагает автономное функционирование в течение 10 суток плюс 4 суток резервных.

Конструкция модулей позволяет построить госпиталь любой конфигурации.


Основными задачами Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования являются:

− применение его в качестве резерва Войск гражданской обороны, когда этого требует ситуация;

− применение личного состава корпуса как специалистов высокого класса, когда этого требует обстановка;

− применение личного состава в виде замены действующих и постоянных сил гражданской обороны, когда того требует незамедлительная ситуация;

− использование специалистов для подготовки квалифицированных кадров как для Войск гражданской обороны, так и для других воинских формирований.

После создания Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования значительно сократились сроки готовности к ликвидации ЧС. География применения сил Корпуса постоянно расширяется не только в пределах нашей страны, но и за её пределами.

Всего же за последние 20 лет спасательные отряды МЧС России приняли участие в более чем 400 гуманитарно-спасательных операциях в десятках стран мира.

 

Примеры гуманитарных акций МЧС России:

  • В Югославии в 1999 году, когда после варварской бомбардировки американцами территории Боснии и Герцеговины оперативная группа МЧС эвакуировала российских граждан. Туда же был направлен мобильный госпиталь, который только за два месяца работы оказал помощь более чем 3 тысячам пострадавших.
  • В августе 1999 года после сильнейшего землетрясения в Турции половину из всех извлечённых пострадавших (147 человек) спасли российские спасатели. Остальных извлекали специалисты из Франции, США, Японии, Бельгии и других стран (всего 11 стран).
  • Тушение лесных пожаров в Индонезии, осенью 2006 года. на островах Калимантан и Суматра лесные пожары уничтожили более 27 млн гектаров леса. В октябре-декабре 2006 г. три многоцелевых самолета-амфибии Бе-200 МЧС России участвовали в ликвидации очагов этих пожаров. Всего российские летчики совершили 94 вылета, сбросив на очаги пожара 4 тыс. 885 т воды.
  • Тушение лесных пожаров на Балканском полуострове, 2007 год. Летом 2007 г. на Балканском полуострове из-за аномальной жары возникли крупные очаги лесных пожаров, наибольший размах стихийное бедствие приняло в Греции (там из-за него погибли 84 человека). В июле-октябре 2007 г. противопожарные самолеты Ил-76, Бе-200 и вертолеты Ка-32, Ми-8 МЧС России участвовали в тушении лесных пожаров в Греции, а также в Черногории, Болгарии и Сербии. В частности, российские спасатели были задействованы при тушении пожаров, непосредственно угрожавшим Афинам и Каламате. Всего было совершено свыше 420 вылетов (из них 334 - в Греции), сброшено порядка 30 тыс. т воды.
  • Землетрясение в Сычуани, 2008 год. 12 мая 2008 г. в китайской провинции Сычуань произошло землетрясение магнитудой 7,9. Жертвами стихийного бедствия стали 87 тыс. 587 человек, более 370 тыс. получили ранения. 15 млн человек были эвакуированы из своих домов, более 5 млн остались без крова. Самолеты МЧС России доставили в город Чэнду около 300 т гуманитарной помощи, в том числе продукты питания, передвижные электростанции, палатки, одеяла. Российские спасатели занимались поиском выживших в завалах, врачи и психологи оказали помощь 1 тыс. 437 пострадавшим, в том числе 143 детям.
  • Ликвидация последствий конфликта в Южной Осетии, 2008 год. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. массированным обстрелом Цхинвала началась вооруженная агрессия Грузии против Южной Осетии. В ответ Россия провела операцию по принуждению Грузии к миру, а российские спасатели 9 августа начали масштабную гуманитарную операцию. Для помощи беженцам во Владикавказе (Северная Осетия) были организованы пункты временного размещения, в Южную Осетию доставлено 11,5 тыс. т гуманитарных грузов, в том числе 2,7 тыс. т продовольствия, развернуты два мобильных госпиталя. Всего в операции по ликвидации последствий конфликта в августе-сентябре 2008 г. участвовали 3,2 тыс. человек и 462 единицы техники, из них 897 человек - от МЧС.
  • Землетрясение на Гаити, 2010 год. 12 января 2010 г. на Гаити произошло разрушительное землетрясение магнитудой 7,0. Погибли 316 тыс. человек, более 300 тыс. получили ранения, 1,3 млн остались без крова. Разрушено 97 тыс. домов, повреждено 188 тыс. зданий. Столица Порт-о-Пренс была практически полностью разрушена.14 января на остров вылетели российские спасатели (159 человек), самолеты МЧС доставили на Гаити мобильный госпиталь, 260 т гуманитарной помощи из России, а также из Венесуэлы и Панамы. Из-под завалов российские спасатели извлекли девять человек, в том числе двух детей. Всего помощь была оказана 1,7 тыс. человек, российские хирурги провели более 170 операций.
  • Эвакуация граждан РФ из Ливии, 2011 год. В феврале 2011 г. в Ливии начались массовые акции протеста против режима Муаммара Каддафи, которые переросли в кровопролитное вооруженное противостояние между правительственными войсками и повстанцами. 22 февраля, по поручению президента РФ Дмитрия Медведева, МЧС организовало воздушным и водным путем эвакуацию из страны граждан России и иностранных государств.Всего в феврале-марте из североафриканской страны были эвакуированы 1 тыс. 19 человек, в том числе 518 граждан РФ. Кроме того, в марте 2011 г. авиация МЧС доставила для беженцев в соседний с Ливией Тунис 68 т гуманитарной помощи. В июле того же года несколько самолетов МЧС привезли 70 т гуманитарной помощи в саму Ливию.
  • Ванское землетрясение, 2011 год. 23 октября 2011 г. на востоке Турции близ города Ван произошло землетрясение магнитудой 7,1. В результате 604 человека погибли, более 600 тыс. остались без крова. МЧС направило в Турцию два самолета Ил-76 с 74 т гуманитарной помощи: многоместными палатками.
  • Помощь косовским сербам, 2011 год. В декабре 2011 г., по распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева, МЧС отправила в сербский город Ниш две автоколонны по 25 грузовиков, которые доставили более 300 т гуманитарных грузов для сербов, проживающих в анклавах в Косово. Несмотря на попытки властей Косово помешать движению колонн, сербам были доставлены мобильные электростанции, одеяла, продукты питания, посуда и полевая мебель.
  • Гуманитарная операция в Сирии с 2012 года. В марте 2011 г. в Сирии началось вооруженное противостояние между правительственными войсками и мятежниками, которые требуют ухода Башара Асада с поста президента. С начала конфликта в Сирии погибли более 200 тыс. человек, около 4,3 млн стали беженцами.12 марта 2012 г. МЧС по поручению правительства доставила самолетом Ил-76 первую партию гуманитарной помощи в Сирию - 38 т сахара, рыбных и мясных консервов, детского питания. С тех пор гуманитарная помощь доставляется в Сирию регулярно, всего отправлено несколько десятков тысяч тонн грузов. Также в 2013 г. из этой страны эвакуированы более 1,5 тыс. россиян и иностранцев (в основном граждан СНГ). С 28 июля 2016 г. Россия и Сирия участвуют в масштабной операции по спасению мирных жителей Алеппо.

Эти и множество других примеров являются подтверждением героизма, высокого профессионализма российского корпуса МЧС и говорят о мастерстве и опыте наших специалистов.

 

МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА

ГУМАНИТАРНЫЕ АКЦИИ МЧС РОССИИ

В России участие в международной гуманитарной деятельности возведено в ранг государственной политики. Одно из наиболее авторитетных государственных ведомств – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – уполномочено указами Президента и распоряжениями Правительства Российской Федерации осуществлять наиболее сложные крупномасштабные гуманитарные операции, как на территории России, так и за её пределами. При осуществлении гуманитарной работы оно строго придерживается принципа «помощь выше политики». МЧС России – организация, которая, будучи государственной, не допускает какого-либо политического вмешательства в процесс спасения людей и оказания помощи пострадавшим.

Целью международного сотрудничества МЧС России является объединение усилий заинтересованных стран мирового сообщества, национальных и международных организаций по предупреждению производственных аварий, экологических катастроф, стихийных бедствий и максимально возможному сокращению потерь населения и ущерба экономики при их возникновении.

Для мобилизации возможностей МЧС России на выполнение гуманитарных задач по стандартам ООН во исполнение решений Президента и Правительства Российской Федерации в октябре 1995 г. создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования. В состав корпуса включены Центральный аэромобильный спасательный отряд, в том числе аэромобильный госпиталь; автомобильная и инженерная бригады; авиационное предприятие и вновь созданное агентство «Эмерком».

Основными задачами корпуса являются:

− Применение его в качестве организационного резерва Войск гражданской обороны РФ, используемого при ЧС, когда сил и средств формирований постоянной готовности МЧС России недостаточно.

− Использование личного состава корпуса при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, когда требуются знания и опыт высококлассных специалистов.

− Использование личного состава корпуса как резерва территории (объекта), когда группировка сил и средств полностью задействована на ликвидации чрезвычайной ситуации, а также для замены спасателей.

− Подготовка дефицитных специалистов для комплектования в военное время как Войск гражданской обороны, так и других воинских формирований.

Создание Корпуса действующего резерва на всей территории страны позволяет значительно сократить сроки готовности сил министерства и ликвидации ЧС.

Масштабы и география проводимых МЧС России гуманитарных акций на территории России и за её пределами постоянно увеличиваются. Возрастает участие министерства в международных миротворческих операциях.

В течение трёх лет в бывшей Югославии по контракту с УВКБ ООН работала автотранспортная группа МЧС России. Она выполнила работ на сумму 6,5 млн. долларов США. Всего ею было перевезено свыше 100 тыс. гуманитарных грузов, что обеспечило выживание около 200 тыс. человек мирного населения Боснии и Герцеговины.

Эта работа в чрезвычайно сложных условиях прибавила авторитета МЧС России и определила необходимость продолжения и развития гуманитарного сотрудничества в данном регионе.


Практически с первого дня бомбардировок Югославии авиацией НАТО (с 27 марта 1999 г.) в Белграде начала действовать оперативная группа МЧС России по эвакуации российских граждан.

Так, в считанные дни удалось успешно эвакуировать с территории Югославии 833 российских и 77 граждан СНГ. В это же время из Косово через Болгарию эвакуированы в Республику Адыгея 54 этнических адыга.

Для оказания первоочередной медицинской помощи беженцам ещё во время бомбардировок МЧС России направило в Югославию мобильный госпиталь с персоналом в 42 человека, который за два месяца работы оказал помощь более чем 3 тыс. пострадавшим.

За первые два месяца работы авиацией и автотранспортом МЧС России в СРЮ и Македонию доставлено около 500 т гуманитарных грузов. Стоимость таких работ составила на этом этапе 24,8 млн рублей и более 400 тыс. долларов США, выделенных МЧС России по распоряжению Правительства Российской Федерации.


Для подтверждения эффективности международной деятельности МЧС России достаточно привести цифры, связанные с сильнейшим землетрясением, происшедшим в Турции в августе 1999 г.: из 147 человек, спасённых всеми работающими на территории Турции спасателями (в работах участвовали специалисты из Франции, США, России, Японии, Бельгии, Израиля, Южной Кореи, Германии, Украины, Австрии, Казахстана, Испании) за первую неделю после землетрясения, 72 человека нашли и извлекли из завалов российские спасатели.

Ни одна страна не застрахована от того, что из активного субъекта гуманитарного действия она может превратиться в объект, нуждающийся в помощи.

Международное сотрудничество в чрезвычайных ситуациях охраняет естественные права человека, международная гуманитарная деятельность направлена на охрану всей совокупности прав личности. Именно поэтому она должна базироваться на гуманитарной дипломатии как отрасли международного права и международных отношений, в центре которых стоит безопасно-устойчивая модель развития человечества.

Таким образом, гуманитарная деятельность национальных и международных организаций, новая, более эффективная система международного сотрудничества в чрезвычайных ситуациях становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит самоценность человеческой личности вне зависимости от места его обитания.

Основным документом, регламентирующим международную гуманитарную деятельность России на сегодня является Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ 31 августа 2000 г. N 644, с изменениями и дополнениями от 3 мая 2001 года и  11 октября 2012 года (документ приведен в дополнительных материалах к уроку).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Положение

об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644)

С изменениями и дополнениями от: 3 мая 2001 г., 11 октября 2012 г.

 1. Настоящее Положение определяет порядок организации подготовки и проведения мероприятий по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Помощь иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации оказывается на основании обращения руководства этого государства в Правительство Российской Федерации.

3. Предложения по объему и содержанию помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации с обоснованием предполагаемых расходов подготавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации и вносятся в Правительство Российской Федерации.

4. Помощь иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации оказывается на основании решения Правительства Российской Федерации.

5. Средства оперативного резерва в иностранной валюте, размещенные на бюджетном валютном счете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, используются после принятия Правительством Российской Федерации решения об оказании помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации.

6. Для организации оказания помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующее:

а) Министерство иностранных дел Российской Федерации:

предпринимает по дипломатическим каналам меры по обеспечению содействия органов власти государства, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация, а при необходимости - органов власти третьих государств в осуществлении мероприятий по доставке российского отряда (группы) в район действия, а также обеспечивает персоналу этого отряда (группы) консульскую поддержку;

направляет при необходимости представителя посольства Российской Федерации в район действия российского отряда (группы);

обеспечивает взаимодействие с национальными и международными структурами, создаваемыми для координации работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;

б) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

обеспечивает проведение подготовительных мероприятий, включая выдачу оперативных прогнозов, а также приводит в состояние готовности необходимые силы и средства;

направляет по согласованию с принимающей стороной российский отряд (группу) в район действия;

осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке к отправке российского отряда (группы) и взаимодействие с национальными и международными структурами в зоне чрезвычайной ситуации;

в) Министерство транспорта Российской Федерации при необходимости обеспечивает выделение по заявкам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий транспортных средств с последующим возмещением связанных с этим расходов;

г) Федеральная таможенная служба:

обеспечивает совершение в первоочередном порядке таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, помещение в первоочередном порядке под таможенную процедуру и проведение таможенного контроля в отношении оборудования, транспортных средств и имущества российского отряда (группы);

совершает таможенные операции в отношении оборудования, транспортных средств и имущества российского отряда (группы) без применения мер нетарифного регулирования;

д) Федеральная пограничная служба Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляет в первоочередном порядке пограничный контроль персонала российского отряда (группы);

е) Министерство финансов Российской Федерации:

в соответствии с решением Правительства Российской Федерации осуществляет финансирование мероприятий по оказанию помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 810 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4472), а также средств в иностранной валюте, предусмотренных в федеральном бюджете по разделу "Международная деятельность" на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам;

обеспечивает поддержание на бюджетном валютном счете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оперативного резерва в иностранной валюте за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год по разделу "Международная деятельность" на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам.

7. После завершения мероприятий по оказанию помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представляет в Правительство Российской Федерации отчет о выполненных работах, формах и масштабах российского участия и произведенных расходах.

8. Лица, участвующие в оказании помощи иностранному государству в ликвидации чрезвычайной ситуации, перед выездом в район действия подлежат медицинскому и эпидемиологическому контролю, а также обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Домашнее задание: Изучите представленный материал. Ответьте на вопросы теста.

  1. В состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования не входит?
  • центральный аэромобильный спасательный отряд
  • аэромобильный госпиталь
  • автомобильная и инженерная бригады
  • авиационное предприятие
  • агентство «Эмерком»
  • военизированные бригады охраны
  1. Главным принципом деятельности МЧС России является принцип «помощь выше политики» Впишите недостающее слово.
  1. Сколько, как правило,  включает в себя  блоков аэромобильный госпиталь?

 Четыре блока: медицинский блок, жилой блок для обслуживающего персонала, санитарно-гигиенический блок ,  энергетический блок.

  1. Что не входит в основные задачи Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования являются?
  • применение его в качестве резерва Войск гражданской обороны, когда этого требует ситуация;
  • применение личного состава корпуса как специалистов высокого класса, когда этого требует обстановка;
  • применение личного состава в виде замены действующих и постоянных сил гражданской обороны, когда того требует незамедлительная ситуация;
  • использование специалистов для подготовки квалифицированных кадров как для Войск гражданской обороны, так и для других воинских формирований;
  • медицинское обслуживание населения в мирное время, в отсутствии ЧС.
  1. Какой документом, является основным регламентирующим международную гуманитарную деятельность России на сегодня?
  • Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ.
  • Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года