Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Куканчикова Владимира Семеновича

Каталог статей


Фестиваль-конкурс образовательных учреждений Рязанской области, осуществляющих инновационную и исследовательскую деятельность

Методика подбора, разработки и использования современных моделей интерактивных игр в образовательном процессе.


 

Куканчиков Владимир Семёнович


 

Человек в игре и посредством игры

 творит себя и мир, в котором живет,

 человеком можно стать, только играя.

Ф. Шиллер.


 

Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие способности.

А.С. Макаренко считал, что «…ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра».

Цель игры – побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.


 

Тема проекта:

«Современные модели интерактивных игр в образовательном процессе».

Цели проекта:

Включение интерактивных игр в образовательный процесс ОУ;

Разработка и использование современных моделей интерактивных игр.

Повышение уровня квалификации педагогов ОУ.

Задачи проекта:

1.Разработать и апробировать технологию интерактивных игр на основе интеграции различных игровых технологий.

2.Отобрать современные эффективные игровые приемы и методы работы, направленные на улучшение качества физического и познавательного развития школьников.

3.Создать в ОУ соответствующую предметно-развивающую среду, способствующую активизации использования современных моделей интерактивных игр.

4.Повысить:

  • уровень включение детей в познавательную деятельность;
  • уровень качества образования и эффективности воспитательно-образовательной работы;

5.Обеспечить:

  • необходимыми знаниями и оборудованием для применения современных моделей интерактивных технологий;
  • успешную подготовку коллектива ОУ к работе с применением интерактивных игр.


 

Команда:

Заместители директора по ВР и УВР, руководители МО учителей школы.


 

Первый этап – «Экспериментальная площадка».

Цель: повышение квалификации учителей в области применения интерактивных игровых технологий и апробация новых методик.

Временные рамки этапа:  2012-2013 учебный год.

Формы работы: школьные модельные курсы повышения квалификации педагогов, обмен опытом работы с другими ОУ района и области.

Второй этап«Создание необходимой среды».

Цель: совершенствование материальной базы; разработка, накопление и апробация современных моделей интерактивных игр.

Временные рамки этапа:  2013-2014 учебный год.

Третий этап«Включение».

Цель: внедрение современных моделей интерактивных игр в общую педагогическую практику.

Временные рамки этапа:  2014-2015 учебный год.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

Учащиеся:

Сформированность у школьников интегративных качеств:

  • физически развитый, овладевший необходимыми навыками;
  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Родители:

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную игровую деятельность.

Педагоги:

  • Эффективно осуществляют инновационную деятельность;
  • Повышают профессиональный уровень.


 

Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки:

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры  привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляются психологические замены реальных объектов. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Статистика показывает, что в настоящее время порой сами педагоги не понимают ценности игры, обучению игре, умению находить нестандартные решения и выход из проблемных ситуаций через игру, всё больше подвергая образовательный процесс научению, механическому запоминанию. На первое место выходит актуализация проблемы развития игровой деятельности как средства формирования основных интегративных качеств.


 

Утрата в учебном процессе индивидуальности привела к резкому противопоставлению субъективности педагога и ребенка, засилью авторитарности со стороны педагога и полной несамостоятельности и зависимости со стороны детей. Направленность обучения на полноценное развитие детей (ещё раз подчеркиваем, что развитие – это процесс, обеспечивающий самодвижение, а не просто накопление или усложнение чего-то) не может ограничиваться приобретением ребенком знаний, умений, навыков, а создает условия для особого усвоения, индивидуального, творческого и качественного пользования ими.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

Игровые технологии стали входить в практику обучения в 60-е гг. XX века. Их относят к практическим методам обучения, или выделяют в особую группу, так как они имеют свои особенности и соединяют элементы наглядных, практических и словесных методов. Игры рассматривают как приём обучения, направленный на формирование внутренней мотивации, моделирование реальной действительности; как форму организации учебной деятельности, форму активного обучения и, наконец, как новую технологию обучения.

 В настоящее время игра, как педагогическая технология, представляют огромный интерес для педагогов. Возникали попытки научной классификации игр  и их определение  каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.

 Игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

В современных условиях при совершенствовании и внедрении новых технических средств обучения в образование,  возникает потребность и во внедрении интенсивных методов обучения. Одним из таких образовательных современных методов и является  интерактивная игра.

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает новое знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом.

Существуют разные подходы к классификации интерактивных  игр. Их делят:

      По виду деятельности:

  • физические,
  • интеллектуальные,
  • трудовые,
  • социальные,
  • психологические.
  •  

    По характеру педагогического процесса выделяют:

  • обучающие,
  • тренировочные,
  • контролирующие и обобщающие.
  • познавательные,
  • воспитательные,
  • развивающие,
  • репродуктивные,
  • продуктивные,
  • творческие,
  • коммуникативные,
  • диагностические,
  • профориентационные,
  • психотехнические и т.д.
  •  

    По характеру игровой методики:

  • предметные,
  • имитационные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • операционные,
  • деловые,
  • игры-драматизации.

Существуют и другие критерии классификации, впрочем, стоит отметить, что многие игры можно по разным параметрам поместить в разные классификации. Интерактивные игры также делят на урочные и внеурочные, они могут быть нацелены на изучение нового материала, закрепление и обобщение или проверку знаний и умений учащихся. Технология интерактивной игры представляет собой форму проблемного обучения. Познавательная деятельность в процессе игры имеет свойство самодвижения, так как информация не привносится извне, а является результатом самой деятельности.

Новые возможности для организации игр предоставляет внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий и новых технических средств, так как они позволяют расширить информационное поле, формы восприятия и  предоставления информации.

Многообразие игр определяет многообразие их применения. Например, ролевая игра - её отличительный признак - наличие сюжета и ролей. Сюжет - предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры. Созидательные сюжеты (строительство плотин, города и т.п.); сюжеты поиска и открытия («экспедиция», «путешествие»); сюжеты, связанные с романтикой профессии (игра в «спасателя», в «военного» и т.д.).

Ролевые игры предполагают не только усвоение знаний, но и широкие возможности для самовыражения, развития навыков коммуникации.

Деловая игра - это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений.

Особенностью интерактивной игры является коллективный характер деятельности учащихся, чтобы достичь цели, необходимы усилия всех участников группы, взаимодействие с одноклассниками и учителем. Поэтому деловая игра служит стимулом активизации познавательной деятельности.


 

Организация интерактивных игр требует выполнения ряда этапов.

На подготовительном этапе осуществляется планирование. Определяется содержание материала и время необходимое на проведение игры - часто одного урока не достаточно и учитель предусматривает проведение спаренных уроков, продолжения во внеурочное время или на следующем занятии. Готовятся раздаточные материалы (карточки с заданиями, рекомендации по их выполнению, справочные, картографические и статистические материалы и т.д.), специализированные компьютерные программы,  наглядные пособия, визуальный видеоряд  . Учитель может познакомить школьников с общим сценарием игры, правилами. На этом этапе определяются роли, которые будут исполнять ученики, состав групп.

На организационном этапе школьники знакомятся с целью игры, проблемами, которые будут обсуждаться, необходимой информацией. Учащимся объясняются правила игры, её особенности, план проведения, критерии оценки результатов. Если роли и состав групп не были распределены ранее, то следует это сделать на организационном этапе. Конечно, учитель может определить их сам (например, на основании уровня обученности ребят), но лучше, если выбор осуществляют сами школьники (право выбора обеспечит заинтересованность школьников в решении проблемы и возможность самореализации, что положительно скажется и на качестве работы). Затем группы знакомятся с задачами, которые им предстоит выполнить, получают консультации учителя.

На этапе проведения игры совершается запланированное сценарием действие. Работа обычно осуществляется в малых группах. Учитель выступает как организатор, следит за тем, чтобы все участники групп могли высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, дать ответ. При необходимости учитель оказывает помощь в понимании проблем, анализе ситуаций, определении путей решения учебных задач. Большое значение имеет создание благоприятного эмоционального фона, серьёзное отношение, деловой настрой участников. Класс к началу игры оформляется необходимой наглядностью, техническими средствами обучения, создается необходимая обстановка.

Подведение итогов  является заключительном этапом. Здесь  организуется дискуссия, коллективное обсуждение. Уточняются и отстаиваются определённые позиции, происходит обмен мнением и опытом, высказываются критические замечания, вырабатываются обобщающие выводы. Учитель подводит итоги, отмечает, что получилось и над чем следует продолжить работу. Здесь же осуществляется оценка, предлагается оценить свою работу и работу членов группы.

Дополнительным и немаловажным этапом может стать и презентация результата интерактивной игры, что позволит участникам публично представить своё мнение, продемонстрировать свои результаты, навыки и умения.

 Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  • Производится подбор конкретной интерактивной игры, которая,  может быть эффективной применительно к данной группе учащихся или теме.
  • Учащиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит поработать, а также с целью, которую нужно достичь.
  • Педагог информирует участников о рамках условий, правилах игры, дает им четкие инструкции о том, в каких пределах они могут действовать в процессе игры.
  • Происходит непосредственно процесс игры, в ходе которого участники активно взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели.
  • Игра делится на  нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в её ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.
  • По окончании игры, после небольшой паузы для успокоения эмоции, происходит процесс рефлексивного анализа. В ходе рефлексии участники оценивают «произошедшие» события с позиции участника игры, вместе с тем, стараясь перенастроиться  и проанализировать игру с точки зрения наблюдателя.
  • Процесс анализа начинается с концентрации внимания на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в ходе игры и по ее окончании. Затем следует переход к содержательному аспекту: как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, какой результат был получен и т. д. Рефлексивный анализ заканчивается обобщающими выводами и заключениями, которые можно сделать по итогам процесса взаимодействия в ходе игры.

Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Возникновению нового понимания способствует погружение в процесс взаимодействия, дающее возможность исследовать проблему изнутри, пропустить ее через «себя», проанализировать собственное поведение и сделать необходимые выводы.

Для подбора интерактивных игр к занятиям следующие учитывать определенные  черты, необходимые для эффективного применения данной модели образовательной технологии:

  • групповой, совместный характер игровой деятельности,
  • свободная развивающая деятельность,
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития,
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер деятельности,
  • мотивация, обеспечиваемая добровольностью, возможностью выбора, элементами соревнования и состязательности, удовлетворению потребности в самоутверждении и самореализации,
  • доступная, свободная развивающая деятельность, в которой ученик получает удовольствие не только от результата, но и от самого процесса работы,
  • эмоциональная приподнятость, занимательность, индивидуальность самовыражения и развития личностных качеств,
  • социализация, профессиональная направленность и развитие коммуникативных способностей личности.

В структуру игр как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности и место действительности, условно воспроизводимые в игре.

Многие исследователи игр (Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.) выделяют такое главное для игр свойство, как амбивалентность, т.е. игра предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого и физического потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.

Игровая технология позволяет создать условия для формирования всех четырёх компонентов содержания образования: знаний, умений, деятельностного  опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (И.В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя).


 

Важно значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

1)в процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации;

2)активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса;

3)проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;

4)учащиеся ощущают практическую значимость знаний;

5)формальные знания превращаются в действенные.


 

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

1)происходит приобщение к исследовательской деятельности;

2)раскрываются и развиваются творческие способности личности;

3)учащиеся получают возможности применять воображение, развивать полемические и ораторские способности.


 

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

1)игра отражает различные мотивы поведения;

2)происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность;

3)эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;

4)расширяются кругозор и общая культура;

5)формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.


 

Интерактивные игры включают достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе.

 Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение задания связывается с игровым результатом .


 

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

 2) доступность для учащихся данного возраста;

 3) умеренность в использовании игр на уроках.


 

 Игровые технологии, в частности интерактивные игры, занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.


 

Место и роль интерактивных игр  в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций данных игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры.

Коммуникативная функция. Игра – деятельность коммуникативная, хотя и по чисто игровым правилам. Она вводит учащегося в реальный мир сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации учащегося, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры,  формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.


 

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит  естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии.


 

Любая  игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе.

 Мир игр очень разнообразен. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

   
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Vladimir (12.04.2014)
Просмотров: 313 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: