Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Куканчикова Владимира Семеновича

Делюсь опытом

Мой 26 летний опыт работы преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности убеждает, что сегодня ОБЖ в школе - это очень сложный, но до конца ещё не освоенный, не до конца оценённый в своей важности учебный предмет. На сегодня развитие нашего общества не предвидит завершение его изучения, т.к. в современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека.

Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных, осознанный действий может зависеть наша жизнь и жизнь наших родных и близких.

Главной целью обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» является подготовка обучающегося к успешным действиям по обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.

Основными задачами в преподавании предмета ОБЖ для меня являются:

-овладение обучающимися системой практических знаний и навыков, формирование привычек, необходимых при решении вопросов общественной и личной безопасности в повседневной деятельности;

- формирование установок на совместные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, что важно в современном «индивидуализированном» обществе, а также навыков и умений совместных действий при оказании первой помощи и взаимопомощи;

- развитие и формирование средствами предмета понятия необходимости ведения здорового образа жизни, воспитания культуры безопасной жизнедеятельности;

- воспитание патриотического сознания учащихся - важнейшего из гражданских качеств человека.

Полноценное развитие учащихся в рамках  учебного предмета «ОБЖ» не возможно без внеурочной и внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью, включая юнармейское движение, юных инспекторов движения, дружины юных пожарных, туризм, спортивное ориентирование.

Мною накоплен достаточный опыт преподавания учебного предмета с зафиксированными достижениями. Практические наработки с учетом новых вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационных сферах, позволяют представлять свой опыт работы на различных уровнях.

Ежегодно выступаю на районном методическом объединений преподавателей-организаторов ОБЖ. Дважды в год приглашаю коллег на открытые уроки.

 

В рамках внеурочной деятельности за текущий учебный год провел два открытых дня внеурочной деятельности для педагогов и учащихся других муниципальных районов Рязанской области (Кораблинский и Ряжский районы). Темой открытых мероприятий  стала организация и подготовка команд школьников в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности».

 

На базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО") - ведущего научно-методического центра в системе непрерывного образования Рязанской области, ежегодно представляю собственный опыт работы в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и учителей основ безопасности жизнедеятельности.

 

Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «ОБЖ» в процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства, решаю используя собственные находки и передовой опыт. Постоянно совершенствую учебные программы. Использую современные технологии, современное оборудование.

 Проблема мотивационного характера решаю тесной связью с личным опытом.

Считаю, что при изучении ОБЖ высоко эффективен метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого школьника потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа экстремальных ситуаций, оценки возникших, вроде безобидных пока, выбора правильных и безопасных форм поведения и грамотных действий.

Решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, ученик становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль: «Это может случиться со мной!».

Высоким мотиватором на уроках ОБЖ становятся AR и VR технологии. К сожалению, пока с очень скудным визуальным материалом.

Для большей мотивации изучения ОБЖ задаю (выполнять можно по желанию) вопросы, ответ на которых требует от учащегося целенаправленного поиска информации, более широкого кругозора и глубокого знания темы, чем это предусмотрено учебником.

Проблемы содержательного характера, обусловленного содержанием учебников по ОБЖ, не в полной мере отвечающих современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном или устаревшем вариантах.Решаю данные проблемы включением в учебные программы дополнительных тем и обновленного содержания уроков, снижением перегруженности образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

В пятых классах при изучении общих тем, посвящённых безопасному поведению подростка, дети, как правило, выполняя домашние задания, рисуют в своих рабочих тетрадях ситуации, которые мы разбирает на уроке. Существует такая методика обучения для малышей «Нарисуй свой страх», которую интерпретирую для пятиклассников.

Вообще, при изучении учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", дети, особенно 5-7 классов, достаточно много рисуют на уроках и при выполнении домашних заданий.

Проблемы методического характера основанного на отсутствии единого подхода к преподаванию учебного предмета ОБЖ решаю симбиозом разных авторских линеек учебников по ОБЖ, в том числе с использованием дополнительной литературы. А в настоящее время поэтапно осуществляю переход на новую линию УМК «ОБЖ.Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов и др. Под редакцией С.Н. Егорова. 5-9 классы».

Срок военной службы сейчас короткий, и командиру взвода, к которому попадут служить наши ученики, больше будут нужны солдаты, знающие стрелковое оружие, умеющие стрелять, умеющие пользоваться компасом и картой, двигаться по азимуту, ориентироваться на незнакомой местности, пользоваться средствами индивидуальной защиты, иметь навыки рукопашного боя, выживания, оказания первой медицинской помощи и т.д. Эта подготовка была бы с нашей стороны, со стороны школы, реальным вкладом в дело укрепления Российской армии. А с важными вопросами основ обороны государства молодой солдат встретится в армии на занятиях по теоретической подготовке и при изучении уставов. Важное значение здесь играет преподавание ОБЖ в 10-11 классах и развитие на базе школы Юнармейского движения, что и делается в нашей школе. 

Во внеурочной работе я делаю упор на подготовку юных инспекторов движения, «Дружины юных пожарных», подготовку команды «Школы безопасности», развитие на базе школы Юнармейского движения, спортивного туризма, биатлона, подготовку участников предметной олимпиады. Занимаюсь с ними 1-2 часа в неделю и практически ежедневно в дни школьных каникул. Дети охотно приходят и занимаются.

Не буду перечислять победы и призовые места, которые занимали мои ученики в течение последних 3 лет. Нет в Скопинском районе ни одного конкурса, соревнования, конференции связанных с  ОБЖ, где бы мои воспитанники не принимали участия и не становились победителями или  призёрами.

Общество ставит перед учителем всё новые задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно. Считаю, одним из способов повышения эффективности работы педагога является его непрерывное образование. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации, курсы при учебно-методическом центре МЧС, онлайн-ресурсов, участвую как организатор, руководитель, судья, участник ряда профильных конкурсов и соревнований. Занимаюсь самообразованием, собрал целую библиотеку литературы по ОБЖ, в т.ч. и на электронных носителях. Полученные знания применяю в работе.

В период проведения месячника оборонно-массовой работы провожу встречи с участниками локальных войн, которые рассказывают ребятам о службе в армии, военном времени, о тягостях и горестях солдатской жизни.

В рамках месячника традиционно проводится военно-спортивная игра «Зарница», в которой участвуют учащиеся 5-11 классов, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, а с начальными классами проводится игра «Зарничка».

В течение всего года, согласно расписания занятий по ГО и ЧС, провожу учебно-тренировочные эвакуации: «Эвакуации при пожаре», «Нас захватили террористы». Моя задача - научить коллектив школы действовать в чрезвычайных ситуациях правильно, четко, быстро, слаженно. Кроме того, мною был разработан план антитеррористической защищенности школы и многие другие локальные школьные акты по безопасности.

В заключение замечу: чтобы заглянуть в будущее, нужно посмотреть на день вчерашний и сегодняшний, и это будет поводом для размышлений, ведь здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Однако зачастую мы не всегда задумываемся, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. И прожить ее - не поле перейти. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности по данному предмету.