Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Куканчикова Владимира Семеновича

Каталог статей


Моя педагогическая философия

Если   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет хороший     учитель. 

Если  учитель  имеет  только любовь к ученикам,  как  отец,   мать   он  будет лучше  того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам.

 Если  учитель  соединяет  в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

                                        Л.Н. Толстой

   Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда-то приходилось отвечать на эти вопросы.

   Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая к высотам педагогического труда, к бесконечной жизни в душах учеников. Я не работаю преподавателем, я преподаватель-организатор ОБЖ. Мне нравится быть педагогом.

   Я никогда не думал, что буду работать в школе, что буду учить детей. Всё получилось, как говорится, само - собой…

   После окончания школы мне, как и многим юношам-выпускникам, предстояла служба в армии, выбор профессии как-то отошёл на второй план. Служба в армии дала мне многосторонний опыт и в том числе педагогический, как отличнику боевой и политической подготовки, довелось проводить занятия по начальной военной подготовке в одной из школ, находящихся на территории нашей части. Возможно, тогда и возник интерес к профессии педагога.

   Когда я увидел свой «первый класс», я просто удивился. Ведь они все разные, у каждого свои мысли, свои желания и главное: всего-то нас разделяли 2-3 года. Но главное, я смог найти общий язык с каждым из них. Стал не просто военнослужащим, приглашенным провести несколько занятий, а лучшим другом, другом, имеющим опыт, опыт, которым можно было поделиться. Вот тогда я подумал, а ведь не каждый способен за такое короткое время так подружиться и узнать практически все о других людях, найти возможность удержать внимание, найти взаимопонимание.

   Пусть в школу я пришёл не сразу, но я считаю свой выбор правильным. Многие думают, профессия учителя невостребованна, неинтересна, неперспективна, не престижна и т. п. Но я с этим категорически не согласен! Не согласны, я думаю, с этим и многие другие учителя, отдавшие своей профессии всю свою жизнь, т.е. отдавшие себя детям! Я горжусь тем, что я - учитель! И на высказывания о моей профессии, что это неинтересно, неперспективно, не престижно, отвечаю - это мой выбор!

Вот уже более пятнадцати лет я работаю в школе с детьми. Первые годы работы в школе были, конечно, сложными. Годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, годы, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой  опыт, с  уверенностью  могу  сказать:  для того,  чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало.  Надо терпеливо и последовательно  овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения  при  усвоении  учебного  материала,  учитывать  особенности  детей  и  т.д. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой учительский девиз из моего советского детства «Учиться, учиться и учиться…»

   Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость и личность каждого из них. Через систему сложившейся у меня педагогической деятельности отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть гибким, находчивым, способным прийти на помощь, уметь делать правильный, обдуманный выбор в жизненных ситуациях.

   Считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний и вместе с учеником совершить восхождение к вершине знаний и опыта. И если ученик отправился вместе со мной, значит, я смог увлечь его своим знанием. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

   Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание доверительных условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.

   Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» из кабинета, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смог их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.

   Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в училище, в университете, о службе в армии и о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.

   Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…

   … И снова звенит звонок с занятий, день закончен. Но завтра новый день - снова занятие, и послезавтра новое занятие, и будут они разные, но самые лучшие из них те, в которых ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что занятие понравилось, а для того, чтобы они понравились, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.

   Я работаю в школе, в той, которую когда-то окончил сам. Я не только учу детей основам безопасности жизнедеятельности, но я их и воспитываю! На мой взгляд, воспитание в настоящее время - один из важных компонентов в обучении. Лучшая награда в профессии педагога - это видеть интерес в глазах ребят  и понимать, что твои цели достигнуты.

 

Преподаватель – организатор ОБЖ

 МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

 - Куканчиков Владимир Семёнович

Категория: Мои статьи | Добавил: Vladimir (27.04.2015)
Просмотров: 797 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: